Балтийский Сельский многофункциональный клуб
им. А.Н. Харитонова -
филиал МБУ РДК МР
Иглинский район Республики Башкортостан
logo
Балтика ауылының Александр Николаевич Харитонов исемендәге
күп функциялы клубы

Башҡортостан Республикаһы Иглин районы
Муниципаль бюджет учреждениеһы
район мәҙәниәт йортоноң филиалы
Республика Башкортостан, Иглинский район с.Балтика ул.Центральная, 45
тел. +7 (347-95) 2-15-78 e-mail: baltikacmfk@bk.ru

Познавательное мероприятие «День русской печи»

В Балтийском СДК прошло познавательное мероприятие «День русской печи.»
Ребята собрались в белорусской хате, чтоб узнать, как жили люди много лет назад.
Ребятам было рассказано, что основное место в хате занимает печка и какие блюда готовили в печи. В наши дни увидеть печку, уже в диковинку даже в деревне.
В мае в России отмечают День Русской печи.
История умалчивает о том, почему День русской печи празднуется 19 мая и как именно его отмечают. Это неофициальный народный праздник.
Из воспоминаний Н. Плотникова “Выставочные давности” (отрывок о русской печи) :
“…Примерно пятую часть избы занимала русская печь. Но её место было свято: насколько я помню никто никогда из односельчан не задумывался, а можно ли сложить печь поменьше? А если бы вдруг такая мысль у кого-нибудь и возникла, думаю на него посмотрели бы как на отступника. Печь в жизни крестьянина значила очень много, с ней, по сути дела, был связан весь уклад, быт крестьянского дома. В ней готовили пищу для семьи, запаривали корм для животных. Обычно на печи сушили(или досушивали) зерно, перед тем, как везти его на мельницу. На подвешенных над печью шестах сушили бельё и одежду. Кроме того, довольно часто, печь являлась лечебным пунктом для обитателей дома. прежде всего там лечились от простуды в холодное зимнее время. К примеру, поехал хозяин в извоз, чтобы подзаработать немного деньжат на домашние расходы . На улице мороз за тридцать, а одежонка у него, как говорится, на рыбьем меху, вот и промёрз в пути до самых печёнок. Вечером бьёт его кашель – с надрывом, как в бочку бухает, за грудь то и дело хватается. В таком случае захворавшего выручала печь – и никаких лекарств не требовалось. Проспит на ней мужик вечер-ночь, сойдёт с него десяток потов, а с ними и простуда улетучится. Довольнёхонький, утром за самоваром он как бы между прочим скажет хозяйке: “Ну и славно я прогрелся, все косточки стали-как пшеничные!”.
Точно так же лечилась от простуды и ребятня. И после ночи на горячем зерне, поминали пшеничные косточки. Почему бытовала такая поговорка объяснить не могу. Пшеницу в наших краях не сеяли, вкуса её мы практически, хлеб пекли исключительно из ячменной муки, а пшеничной только лавочники торговали. Однако не каждому крестьянину она была по карману, покупали её редко, лишь по праздникам. Видимо мечта о вкусном хлебе и отразилась в этой поговорке….”
(Из сборника “Летописец Севера” С-З издательство, 1990 год.
А.Б. Пермиловская:
“…Печь — наиболее мифологизированный и символически значимый предмет интерьера наряду с красным углом и закрепленным в нем столом. Печь служит одним из сакральных центров дома. «Печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб».
Сакральность печи соотносится с христианской системой ценностей. Характерно, что из всех функций печи выделяется приготовление пищи — важнейшее свойство печи не только с хозяйственной, но и с ритуальной точки зрения: сырое, неосвоенное, нечистое превращается в вареное, освоенное, чистое. Процесс приготовления пищи имел выраженный ритуальный характер, причем это относится не только к приготовлению обрядовой пищи, но и обыденной.
Характер символического осмысления печи во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфическими женскими занятиями…. Они подчеркивают женское начало печи и метафорически закрепляют связь родственных, семейных отношений. Разные символические значения печи актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и похоронном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти
….Печь играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи и домашнего огня, она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия, … может заменять дом в целом: «дом без печи — нежилой дом», «Чего из избы не вытащишь?» (отгадка — печь).
Поскольку через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, космосом, печь сопоставима с дверью и окнами, печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и субстанций: через трубу в дом проникают огненный змей и черт, а вылетает наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе….” (Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005)