Познавательное мероприятие «День русской печи»
В Балтийском СДК прошло познавательное мероприятие «День русской печи.»
Ребята собрались в белорусской хате, чтоб узнать, как жили люди много лет назад.
Ребятам было рассказано, что основное место в хате занимает печка и какие блюда готовили в печи. В наши дни увидеть печку, уже в диковинку даже в деревне.
В мае в России отмечают День Русской печи.
История умалчивает о том, почему День русской печи празднуется 19 мая и как именно его отмечают. Это неофициальный народный праздник.
Из воспоминаний Н. Плотникова “Выставочные давности” (отрывок о русской печи) :
“…Примерно пятую часть избы занимала русская печь. Но её место было свято: насколько я помню никто никогда из односельчан не задумывался, а можно ли сложить печь поменьше? А если бы вдруг такая мысль у кого-нибудь и возникла, думаю на него посмотрели бы как на отступника. Печь в жизни крестьянина значила очень много, с ней, по сути дела, был связан весь уклад, быт крестьянского дома. В ней готовили пищу для семьи, запаривали корм для животных. Обычно на печи сушили(или досушивали) зерно, перед тем, как везти его на мельницу. На подвешенных над печью шестах сушили бельё и одежду. Кроме того, довольно часто, печь являлась лечебным пунктом для обитателей дома. прежде всего там лечились от простуды в холодное зимнее время. К примеру, поехал хозяин в извоз, чтобы подзаработать немного деньжат на домашние расходы . На улице мороз за тридцать, а одежонка у него, как говорится, на рыбьем меху, вот и промёрз в пути до самых печёнок. Вечером бьёт его кашель – с надрывом, как в бочку бухает, за грудь то и дело хватается. В таком случае захворавшего выручала печь – и никаких лекарств не требовалось. Проспит на ней мужик вечер-ночь, сойдёт с него десяток потов, а с ними и простуда улетучится. Довольнёхонький, утром за самоваром он как бы между прочим скажет хозяйке: “Ну и славно я прогрелся, все косточки стали-как пшеничные!”.
Точно так же лечилась от простуды и ребятня. И после ночи на горячем зерне, поминали пшеничные косточки. Почему бытовала такая поговорка объяснить не могу. Пшеницу в наших краях не сеяли, вкуса её мы практически, хлеб пекли исключительно из ячменной муки, а пшеничной только лавочники торговали. Однако не каждому крестьянину она была по карману, покупали её редко, лишь по праздникам. Видимо мечта о вкусном хлебе и отразилась в этой поговорке….”
(Из сборника “Летописец Севера” С-З издательство, 1990 год.
А.Б. Пермиловская:
“…Печь — наиболее мифологизированный и символически значимый предмет интерьера наряду с красным углом и закрепленным в нем столом. Печь служит одним из сакральных центров дома. «Печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб».
Сакральность печи соотносится с христианской системой ценностей. Характерно, что из всех функций печи выделяется приготовление пищи — важнейшее свойство печи не только с хозяйственной, но и с ритуальной точки зрения: сырое, неосвоенное, нечистое превращается в вареное, освоенное, чистое. Процесс приготовления пищи имел выраженный ритуальный характер, причем это относится не только к приготовлению обрядовой пищи, но и обыденной.
Характер символического осмысления печи во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфическими женскими занятиями…. Они подчеркивают женское начало печи и метафорически закрепляют связь родственных, семейных отношений. Разные символические значения печи актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и похоронном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти
….Печь играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи и домашнего огня, она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия, … может заменять дом в целом: «дом без печи — нежилой дом», «Чего из избы не вытащишь?» (отгадка — печь).
Поскольку через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, космосом, печь сопоставима с дверью и окнами, печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и субстанций: через трубу в дом проникают огненный змей и черт, а вылетает наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе….” (Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005)